На карте области Глусский район найдешь не сразу. Он в самом дальнем, юго-западном, углу.
Такие углы издавна называют захолустными. А нынешний Глуск? Красивые здания, на улицах
асфальт.
Правда, на самой важной трассе, к ближайшей железной дороге, до которой примерно семьдесят
километров, он то есть, то нет. То же с продуктами, с кое-какими товарами первой
необходимости. Вот почему Глуск, хоть и столица района, а все же типичный провинциальный
городок. Современный про-винционализм — это когда почти все есть, но чего-то обязательно не
хватает. НЕДОкомплект. Кто-то что-то недоучел, недопланировал, недовез...
От Глуска до Березовки еще тринадцать километров. Колхоз здесь небогатый, только-только на
ноги встает, а потому и школа мэлокомплектная: чуть больше сотни учеников.
Здесь-то и учительствует Михаил Владимирович Шеремет. Запомнился он мне своим докладом на всесоюзных педагогических чтениях. Жюри доклад не понравился — слабо увязан с реформой
школы, посчитал кто-то.
Учителем крестьянский сын Михаил Шеремет стал случайно. Знакомому директору восьмилетки
нужен был учитель труда и физкультуры. Пригласил после армии бывшего механика танка — тот
решил попробовать. Получилось. Но школа была крошечная — умирающая в умирающей деревне. В
Березовскую Шеремета позвали десять лет назад. Пообещали жилье, работу для жены —
учительницы географии и местной уроженки. Перебрались.
В школьных мастерских не было даже полотен для ножовок по металлу, старые напильники давно
сточены. Не уроки — слезы. Но начинать-то с чего-то надо было. Вычитали в журнале
«Моделист-конструктор», что есть такой станок для резки металла, на котором с помощью
электричества и обыкновенного силикатного клея можно обрабатывать заготовки прочнее самого
инструмента. А это — и новая насечка на напильниках, и новые полотна.
Начали. Вместе с девятиклассниками переделал под мотор старый, списанный в колхозе
генератор. А следующее поколение восьми-, девятиклассников придумало уже свое
собственное приспособление для полуавтоматического изготовления проволочной сетки. А
сетка — это клетки для кроликов. Решили декоративной решеткой школьный вестибюль
украсить — новую машину придумали. Все шло и идет по схеме простой, многим
известной: нужда — мысль — дело. Схема известная, но далеко не всеми
применяемая. Нужда есть, а мыслей не хватает — оттого и дело не детается, а взамен
дела горькие жалобы на горькую жизнь: «Помогите, а то уеду!» И
уезжают... Но проблемы-то остаются.
А тут в школу дрова привезти --- бревна огромные. Перепилить вручную? Можно, если вместо
уроков согнать всех учеников. Авось до зимы бы и управились. Шеремет поднял ребят
на другое: соорудили электропилу на шарнирах — любые чушки режет, как масло! В прошлом
году яблок была тьма-тьмущая, а заводов перерабатывающих рядом нет. Что делать — не
пускать же на корм скоту знаменитую белорусскую антоновку?! И опять Шеремет. Мастерит
пресс из двадцатилитрового бачка с сеткой и трубками да старым домкратом на десять тонн.
Сок выжимает до капельки! И выстраивается очередь односельчан к прессу.
Сколько рационализаторских предложений и изобретений разошлось по Березовке и округе за
десять лет работы кружка «Юные конструкторы сельхозмашин и тракторов»! Все не
перечислишь. Десятка полтора, не меньше. Но главное — разошлись ученики с выдумкой, с
идеями, с умелыми руками слесарей, токарей, сварщиков, расчетчиков, конструкторов,
колхозных механизаторов. Подались в сельхозинституты на инженеров, чего раньше не
водилось, в Мозырский педагогический, на тот самый факультет общетехнических дисциплин,
где учился заочно сам Михаил Владимирович.
В кружок теперь попадешь не сразу. В четвертом-пятом классе сначала модели, в
основном самолетов. Интерес, романтика и... навыки. А плюс к ним прямая потребность
соображать на уроках физики, химии, математики. Успехи по этим предметам в Березовке
приписывают учителю труда.
Деревенские ребята обычно неплохо знают друг друга. Два-три года возрастной разницы им не
мешают. Но когда десятиклассник, и шестиклассник не слоняются вместе, а склоняются над
мотором своего трактора и думают, как приладить откидывающийся капот, когда в то же время
семиклассник точит для капота петли, а два восьмиклассника эти петли приваривают, тогда
получается тот самый разновозрастной трудовой коллектив, о каком мы читали у Макаренко, да
не сумели встроить в нынешний школьный механизм. Шеремет — сумел.
Он не очень-то речист, Шеремет, не услышишь в его обиходе важных слов о реформе, об
ускорении — он с головой погружен в учительское дело: что-то показывает, кому-то
подсказывает. А ребята от него без ума. Что заставляет их среди зимы выскакивать из
натопленных изб и мчаться в холодный школьный гараж? Любовь к технике, без которой
нынешнее село немыслимо? Но у каждого свой велосипед, мопед... Жажда творчества? Но много
ли творчества в том, чтобы точить, пилить, приваривать? Обыкновенная вроде, рутинная
работа. Да вот удалось учителю извлечь из нее высший смысл: ребята не только трактору
сообщают новую жизнь и силу — они друг друга поднимают, друг за другом тянутся. И за своим
учителем — в первую голову.
«Что тут долго думать,— говорят знакомые.— Исключение. Талант!» А Вася Слук, переделавший
для школьной столовой ручную мясорубку в электрическую, приладив к ней старую
электродрель, тоже исключение? А Петя Лепко, который подменял мать — киномеханика и
оставил после себя устройство для механической перемотки пленки? Перечислять можно долго, а
ясно одно: если эти ребята чем-то и отличаются от других, то тем тишь, что привыкли
надеяться не на кого-то, а на себя.
Шеремет учит главному: умению видеть, чего недостает в окружающей жизни, и
восполнять эти недостатки собственным трудом, преодолевая тот самый недокомплект. Для
таких, как он, реформа, перестройка начались задолго до реформы.
Нынешние ученики Шеремета представляли Белоруссию на прошедшей летом в Таллине XIII
Всесоюзной неделе науки, техники и производства для детей и юношества. Петя Лепко вернулся
с дипломами первой степени и почетным кубком. Были работы кружковцев и на ВДНХ СССР. В
павильон ВДНХ брали только модели. Шестиклассник Саша Лепко сделал копию их школьной
косилки на съемных гусеницах. Превзошел самого главного конструктора ее Васю Слука,
который сейчас в армии. В сравнении с другими, городскими, моделями — ракетами,
луноходами, хромированными и никелированными на заводах богатых шефов — Сашина косилка
выглядела неказисто. «Золота» не получила — что правда, то правда. Но правда и то, что это
модель не игрушки: 0,8 гектара в час — такова производительность косилки на заливных
лугах, почти непроходимых для колхозных машин!
Косят по семь тонн за лето на душу. Вот бы всем школам по такой косилке! И колхозам...
Сколько бы косцов не надо было отвлекать с заводов, из КБ. Но косилку пока тиражировать
рано: есть огрехи, а значит, и нужда в усовершенствовании.
Другое изобретение шереметовцев заслуживает самого пристального внимания уже сейчас.
Натолкнул на него ребят бывший главный агроном колхоза Николай Петрович Дедюля, он сейчас
в РАПО работает. Заметил Дедюля: заводские сеялки постоянно забиваются мягкой почвой.
Обратился в школьный кружок. Ломали головы два года. Придумали. Усовершенствование
простое и дешевое. И вот уже два года сеялки и своего колхоза, и соседнего работают без
остановок, без огрехов по 200—300 метров. Прибавка — три-четыре центнера на гектар! А если
помножить на страну?! «Вот оно — ускорение!» — радуется молодой председатель колхоза М. П.
Дубинин, всегда готовый поддержать Шеремета.
Таких, как он, обычно называют «наш местный Эдисон». Хлопают по плечу, и только. Впрочем,
Шеремету не до патентов, не до званий. И слава его не волнует. Ему-то самому вообще
кажется, что всего у него в избытке,— теперь и зарплата большая. Складывается она из
школьной нагрузки плюс оплата за кружок от районного Дома пионеров.
Директор дома Игорь Михайлович Кирин, тоже добрый приятель, приехал в район по
распределению учителем физики. Думал, отработав положенное, уехать. А его уговорили
остаться директором дома. (Дом — это, конечно, громко сказано — всего-то две комнаты). Он
остался и директорствует вот уже шесть лет из-за Шеремета и других энтузиастов. Двадцать
пять кружков по району работают. Есть, конечно, свои трудности. Но работают!
Итак, загибаю пальцы: Шеремет, Дедюля, Дубинин, Кирин, Шеремет-младший... Неплохой кулак
для удара «по бездорожью и разгильдяйству».
Что же такое нынешнее захолустье при телевидении и быстрых дорогах на собственных
мотоциклах и «Жигулях»? Отчего оно? Покидая Глуск, увидел новый пятиэтажный дом с лесом
телеантенн на крыше. Но неужели нельзя поставить одну, коллективную? Если жить по Шеремету,
то можно и нужно.
Я не знаю, станут ли изучать и распространять педагогический опыт М. В. Шеремета
министерства просвещения БССР и СССР, а если станут, увидят ли, как постепенно из работы
«на себя», на школу вырастает (и только так может вырастать) работа на колхоз, а в конечном
итоге на страну. Увидят ли, как гармонично технический прогресс сливается с прогрессом
духовным? Заметят ли, что молодым учителем, внешне мало отличающемся от своих рослых
учеников, движет подлинно гражданская страсть к улучшению жизни своими руками?
Он знает: это ему в первую очередь бороться с этим захолустным понятием — недокомплект. И
это должны знать мы, сегодняшние. И в больших городах, и в далеких от них селах.
В. ХРАПОВ. спец. корр. «Известий». Могилевская область 27 ноября 1986 г.
|