Коллеги отговаривали: «Раз уж его подвели под аттестацию – защищать бесполезно. Ни один суд на работе не восстановит.» И все же я решил разобраться в этом деле.
От должности освобожден...
В дубликате трудовой книжки Леонида Афанасьевича Удовенчука, учителя истории Козубовской
восьмилетней школы Доманевского района Николаевской области, запись: «Время работы с 1
февраля по 1 мая 1979 г. не засчитывается в общий трудовой стаж в связи с осуждением к
исправительным работам по месту работы». Что это — уголовное прошлое? А может быть,
незначительный проступок? Ломайте голову, кадровики, но знайте на всякий случай, с кем
имеете дело... Удивляла и запись о том, что ранее судимый с 1 января 1985 года был назначен
завучем той же школы, но уже 9 апреля (через три месяца) снова переведен в учителя. А 27
февраля 1987 года освобожден и от этой должности «по результатам аттестации, согласно
решению областной аттестационной комиссии и с согласия профкома школы». Леонид Афанасьевич
во время наших долгих разговоров в Москве говорил об одном и том же. Он считал и считает:
его преследуют за критику, за честность и принципиальность, начиная с... 1965 года! Именно
тогда он, двадцатипятилетний председатель профкома школы, от имени учителей потребовал от
директора, завуча и завхоза вернуть государству присвоенные ими деньги. Те не подчинились.
Обратился в районный отдел народного образования. Итог — его перевели в другую школу,
расхитителей прикрыли. После вмешательства «Учительской газеты» в 1967 году сняли и
директора, и заведующего роно. Статья в газете названа была символически — «Прежде чем
сдать в архив». До архива в Козубовской восьмилетке еще далеко. С тех пор сменилось 12
директоров. Одних, выпивох и бездельников, снимали после писем Удовенчука, другие, люди,
видимо, порядочные, предпочитали сами уходить из школы, где постоянно действовал «народный
контролер». И районное и областное руководство за двадцать лет тоже не раз менялось. Но
преследования со стороны « номенклатуры», как считает Леонид Афанасьевич, продолжались.
Его жену — учительницу математики и физики — в середине учебного года лишали части нагрузки
в пользу жены вновь прибывшего директора, а самого Леонида Афанасьевича после замечаний
инспекторов заставляли отказываться от уроков труда и немецкого языка, которые он вел за
отсутствием специалистов.
От приработка в вечерней школе они с женой отказались сами еще десять лет назад: не хотели,
чтобы хоть кто-нибудь мог упрекнуть нечистыми деньгами. Ведь уже в те годы вечерняя школа,
не только в Козубовке, полна была «липы», только видимость работы в ней создавалась. Вскоре
после того, как их квитанции о возврате нечестных денег были подклеены в бухгалтерские
ведомости, районо пришлось закрыть вечернюю «кормушку», в Козубовке.
От преподавания основ государства и права Леонид Афанасьевич отказался тоже сам: «Там на
каждом уроке надо говорить — будьте честными, не проходите мимо. А что за это? Кроме
неприятностей — ничего». Так и жил на селе человек с высшим образованием, получая 70—80
рублей в месяц. Больше «чистому» историку в их малокомплектной школе, где на 160 учеников —
15 учителей, не положено. Правда, жена получала в два с половиной раза больше. На эти
деньги и вырастили троих детей.
Враги
В Николаевском аэропорту меня встречали заведующий областным отделом народного образования
Александр Владимирович Аркавенко и инспектор облоно Татьяна Ивановна Калюжная, в чьем
веденье находится Доманев-ский район. Эти милые приветливые люди совсем не походили на
тупых обюрократившихся чиновников, готовых расправиться с каждым, кто встанет на их пути.
Только водитель облоновской «Волги» Николай Егорович не был приветлив. Понять его легко —
наездился он в Козубовку с разными комиссиями. И вот опять два с половиной часа по
напряженному шоссе, неизвестно, когда вернешься домой. В дороге говорили не только о
достопримечательностях. Разговор так или иначе возвращался к школе, ее проблемам, к
экспериментам, к новаторству и, конечно же, к Удовенчуку. Аттестация продолжалась.
— Я, когда в 1980 году стал заведующим облоно,— вспоминал Аркавенко,— сразу же предложил
ему дополнительную нагрузку: «Стыдно должно быть, меньше жены зарабатываешь!» (Я с
Удовенчуком на ты: мы ровесники.) Но он отказывается. Дом ему трехкомнатный, кирпичный,
прямо во дворе построили — третий год не въезжает. Придирается: печка плохо работает. А кто
ему печку хорошо сложит? Я? Учителя? Так и живет под камышовой крышей. Видимо, нравится
оставаться обиженным. Все вспоминает, что до новой эры было. Может, и было что, хотя я в
это не верю. Да и не век же обиды помнить.
Я молчу, слушаю, соглашаюсь. Но почему-то вспоминаю запись о судимости в дубликате трудовой
книжки...
— Нет, не видит, не понимает и не принимает доброго отношения. Ведь когда мы его в 85-м в
порядке эксперимента завучем назначили — на него жалобы пошли. Он на подчиненных писать
стал. Жаловался на бывшего директора своего, который теперь учителем там работает. Но так и
не понял, каково склочниками руководить. Я Удовенчука, как видите, долго терпел. Его еще
пять лет назад хотели не аттестовывать. Но я согласился с мнением инспектора, что ему надо
дать возможность одуматься, наладить отношения и с коллегами, и с ребятами. Но когда в
ноябре прошлого года приехал и увидел в журнале четвертого класса, где на двадцать учеников
шестнадцать двоек за четверть, когда узнал, что они на пару с женой ребят не только на
второй год оставляют, но и на третий (и это в школе, где на одного учителя одиннадцать
учеников), терпение кончилось.
О двойках я знал и от Леонида Афанасьевича. Он не скрывал. Но причины их появления видел в
другом — в плохой работе учителей начальной школы. Дети ни читать, ни считать толком не
умеют.
— Да, мы знаем, учителя начальной школы там слабы,— вступает в разговор Т. И. Калюжная.—
Включили одну учительницу в аттестацию этого года, так она сама заявление об уходе подала.
Заменила ее молодая учительница, еще педучилище не закончила, совмещает...
Результаты работы, как можно легко догадаться, вряд ли будут лучше.
У каждого из участников этого затяжного конфликта были свои резоны, своя правда.
...До Козубовки мы в этот день так и не добрались. Заехали в Доманевское роно,
познакомились с заведующим Михаилом Романовичем Дудко. Он тоже не походил на злодея:
симпатичный, добродушный человек. Но это он подписал дубликат трудовой книжки. Затем
последовали визиты в райком партии и райисполком. И здесь работали приветливые люди,
молодые, энергичные. Посты свои занимали недавно, всего по нескольку месяцев. К перипетиям
судьбы Удовенчука, его борьбы прямого отношения не имели и иметь не могли. Все они в один
голос уверяли в том же: Удовенчука никто не преследует. Просто человек он какой-то
странный, непонятный. Лодырь, живущий за счет жены, бузотер, кляузник, а может быть, и
душевнобольной, кто его знает... Но житья от него никому нет. Сколько сил, сколько средств
ушло на проверки его жалоб, которые он теперь собирает со всего района, в том числе и те,
по которым давно приняты меры. А он все пишет и пишет. Хоть бы вы его остановили, просили
меня.
Что ж, позиция знакомая. С ней можно встретиться в любом районе, в любой области, где есть
люди, подобные Удовенчуку. И набор оценок этих Удовенчуков передается как бы по наследству,
вместе с креслом руководителя, с папками входящих и исходящих бумаг. А как еще оценивать? В
стяжательстве не упрекнешь, в карьеризме тоже.
...Ближе к ночи А. В. Аркавенко уговорил заглянуть в доманевскую среднюю школу № 2.
Посмотрели построенный хозяйственным способом замечательный открытый бассейн с проточной
водой. Далеко не во всякой столичной школе есть хотя бы подобные бассейны. А здесь есть—
инициатива директора. Увидели мы и ухоженный пришкольный участок, и школьный стадион,
заполненный тренажерами, необычными для села. Несмотря на поздний час, на них крутились
довольные мальчишки вместе с родителями. В подвале школы прекрасно оборудованный
50-метровый тир, кабинетов великолепных множество... Это была та самая школа, которую
заканчивали дети Удовенчука с золотыми медалями. Директором ее с начала строительства вот
уже одиннадцатый год В. И. Луценко.
— Витислав Ильич,— заметила Т. И. Калюжная,— у Удовенчука среди врагов значится под
номером один. Тот считает, что из-за Луценко, бывшего тогда секретарем райкома, его не
приняли в партию. А между прочим, Луценко пришлось уйти с поста не без «помощи» Удовенчука
и комиссий, которые тот накликал своими письмами.
Мог бы Луценко мстить? Еще как. Но не мстит. И Удовенчук это знает — иначе не посылал бы
сюда своих детей. Витислав Ильич обид не помнит. Работает человек, и сами видите как...
Что ж, работа всегда останется одним из лучших способов выхода из склок.
В Козубовке
В Козубовке нашего приезда ждали. Пятиклассники перед школьным крыльцом счищали с асфальта
прошлогоднюю грязь. Но внутри школы... Внутри по всем углам грязно-рыжие подтеки, уже
покрывшиеся в некоторых местах темно-серой плесенью. И холод, несмотря на весну...
— Понимаете, крыша долго текла,— поясняет заведующий роно.— Удовенчук все требовал
отремонтировать. А что ремонтировать? У нас в районе все плоские крыши текут — не умеют их
делать. В этом районе только одна плоская крыша не течет. И знаете почему? Директор, когда
школу строили, оформил на полставки технички районного архитектора. Та и осуществляла
технадзор, пока школу строили. Ну, переплатил он ей за год рублей четыреста, зато десять
лет крыша не течет. А тут на ремонт уже тысяч 30 ухлопали. Вот и считайте, во что нам
обходится строгое соблюдение инструкций и положений. А ведь тот директор, если не в тюрьму,
то уж партбилета за такие «махинации» вполне лишиться мог. Но Удовенчук этих тонкостей
хозяйственной политики не воспринимает. Узнает — хлоп жалобу. И нет толкового работника.
Александр Владимирович грустно улыбается. Улыбаюсь и я, тоже знакомый с тонкостями
«социалистической предприимчивости » не только в Доманевской районе. Совсем недавно слышал
от старого приятеля, директора одной из московских школ, забавную историю. Я удивился
роскошным столам в его кабинете и в учительской, совсем не школьным. Столы были из...
ресторана. «Как получил? — начал повествование один из лучших педагогов столицы.— Расскажу,
если фамилию мою нигде упоминать не будешь... Школу мне надо было ремонтировать. Краска
нужна. А краски, как всегда, у роно нет. Я к родителям. Был у меня один большой начальник
из Госснаба. Пожалуйста, говорит. Только, знаете, мне заявку меньше чем на триста тонн в
Совете Министров не подпишут. Я вам выпишу эти триста тонн на район, а вы уж получите,
сколько надо. Получил. Но пока получал, каникулы уже в разгаре, ребят в школе нет. Что
делать? Рядом воинская часть стоит. Я к командиру. Часть солдат будет нашим кинозалом
пользоваться, ну и краской слегка поделимся. Работают солдаты. Вдруг звонок. От директора
ресторана. У него тоже ремонт, а рабочих нет. Поделился. Вот и появились эти шикарные, но
списанные столы «в порядке шефской помощи». Могу документы показать...» — Вот, вот,—
подхватывает Александр Владимирович.— А Удовенчук этого не понимает и понять не хочет. Иной
раз и рад бы поступить по закону, да не можешь. И обходишь закон, если хочешь дело сделать.
Мне тут шефы тоже шестьдесят тонн краски выделили, но ни одной бочки, ни одной машины —
хоть в ладонях вывози... Когда и как получилось, что честность стала мешать делу, а
бесчестность стала одним из непременных качеств и у лучших педагогов? А может, это не
честность мешает делу, а правила и инструкции? Может, потому-то ум с сердцем не в ладу, что
не укладывается реальная жизнь в схемы, когда-то и кем-то там сочиненные? И бесчестность
становится новым качественным состоянием честности... А не такие ли же схемы довлеют над
Удовенчуком? Въелись в его сознание и мешают видеть реальность, в бесчестности — новую
форму честности? В четвертом классе с Т. И. Калюжной мы проверяли технику чтения.
Большинство ребят, прав Леонид Афанасьевич, читало неважно, на уровне первого-третьего
классов. Только дочь главного агронома могла соперничать со своими городскими сверстниками.
Но я знал и другую правду — читали эти ребята не хуже восьмиклассников (!) одной из школ
Ярославской области, где не так давно мне тоже довелось побывать.
Татьяна Ивановна кивнула в сторону рослой девочки, сидевшей в соседнем ряду за последней
партой. Та стала потихоньку опускаться, вытягивая длинные ноги, с тем чтобы выглядеть
вровень с одноклассниками. Это была Лиля Абдула — одна из многих, оставленная Удовенчуками
на третий год по истории и математике. Читала она быстро, торопилась, старалась показать,
что не хуже других. Она и не хуже. И совсем не виновата в том, что для нее, гагаузки,
украинский язык неродной. Мать ее, с которой встретился чуть позже, сказала, что приехала
сюда пятнадцать лет назад из Молдавии «за лучшей долей». И вот она, «лучшая доля». Мать в
первый раз вышла замуж неудачно. Муж выпивал и, наверное, скандалил дома. До учебы ли тут?
Но не отца, а Лилю ждала честность Удовенчуков и... третий год в четвертом классе. А с этим
и ежедневное ощущение своей ущербности, неполноценности. Что ей дала эта честность? Десятку
других ребят, живущих в сходных условиях, в семьях не агрономов, а телятниц и скотниц?
С моим появлением в школу хлынули родители. Каждый нес свои обиды и свою правду. Одни
возмущались тем, что их детей совсем забили, замордовали двойками, и те не хотят идти в
школу. Просили убрать Удовенчуков отсюда. Другие, наоборот, требовали восстановить на
работе честного и требовательного учителя, единственного, кто ставит справедливые оценки, а
не «липу». Леонид Афанасьевич все для людей, для детей делает. И кружки вел, и на раскопки
с ребятами ездил, и в хоккей играл. И жалобу, когда надо, поможет написать. Вон бывший
директор совхоза вместе с председателем сельсовета избили ветерана войны. Все молчали. А
Леонид Афанасьевич помог, написал. Да только его никто слушать не хочет. В школе всю зиму
мороз стоял. Но учителя вместе с директором детей не жалели — на уроки гнали. Пожалела их
одна техничка, отпустила однажды детей домой, в тепло, так Анна Ивановна ей выговор
объявила и еще, может, с работы уволит. Ведь уволили же молодую учительницу только за то,
что она с Удовенчуками здоровалась... А учителя во второй половине дня, когда матери на
фермах, с детьми совсем не занимаются, больше своими огородами заняты. За что им только
зарплату прибавили!..
Аттестация
Все факты той и другой стороны подтверждались. Каждый из участников этой многолетней драмы,
по очереди аттестуя друг друга, был по-своему прав. Но по-своему... Права директор школы А.
И. Иванченко, когда, оберегая свою честь и авторитет, без которого немыслимо дальше
работать, подала заявление в народный суд на Удовенчука, поносившего ее бранными словами на
педсовете. Это по ее второму заявлению (первое-то забрала: «Трошки постращать хотела») в
день моего приезда приговорили Леонида Афанасьевича, судимого в третий раз за оскорбление
коллег, к 150 рублям штрафа и лишили на три года права работать в школе. Жирная точка к
решению аттестационной комиссии была добавлена судом соседнего района.
Права и биолог Н. А. Клюковская — учительница того самого председателя сельсовета, врага
номер... Собралась уходить из школы в детский сад. Там спокойнее. Комиссий меньше. Работать
с Удовенчуками под одной крышей невозможно. Отношения испортились давно, лет десять назад.
Как-то опоздала на пятнадцать минут — так Леонид Афанасьевич директору сообщил. Тот —
выговор. Когда же спросила Удовенчука, зачем он так, тот в ответ: «Я за 15 лет ни разу на
урок не опоздал!» Да, принципиальный, требовательный и к себе, и к другим... Права и другая
учительница, В. П. Пятигорская, когда лет семь назад отказалась вместе с коллегами от
поездки в школу Сухомлинского. Зачем? Как-то поехали в школу соседнего района опыт
перенимать, так всю дорогу молчали, боялись слово лишнее обронить, а то будешь фигурировать
в письмах по инстанциям... Праздников вместе уже лет пятнадцать не отмечают. Уроки дали, и
ладно. Уехала бы отсюда, да дом, хозяйство. Вот и живет двадцать лет. А молодые недолго
задерживаются... В приказах преобладали выговоры. За что? За несданные вовремя планы, за
неявку на многочисленные районные (автобус до райцентра и сейчас еще ходит два раза в
неделю) семинары и совещания, а еще — за «формализм в оценке знаний». Мы и тогда боролись с
формализмом. Только рассматривался он по-другому, «сверху». Посмотрел директор классный
журнал, отметки по немецкому языку (учитель Л. А. Удовенчук): у учащегося Романенко текущие
отметки 1,2,2,3,2,2,2, а за четверть стоит «3», у учащегося Лило — то же самое. Выговор Л.
А. Удовенчуку. Нет, не за то, что в четверти стоит «три», а за то, что текущих троек мало,
среднеарифметическая «три» никак не получается. И на исправление упущения, как в Москве,
дается два дня. Как раз ровно на столько, чтобы внимательно, не торопясь, нарисовать в
пустые клеточки журнала недостающие до правильного округления тройки.
Не прав был Леонид Афанасьевич в другом — никто его, если судить по приказам, особо не
преследовал. Административный кнут в виде выговоров гулял по всем учительским спинам
равномерно. Упущение — получи. В причинах упущений никто, несмотря на перемены в
руководстве, не разбирался. Избежать кнута можно было только двумя способами: стать
внимательным и послушным, не допускать упущений или самому стать директором. И становились.
Например, Ю. А. Чабанюк. И за что раньше объявляли выговоры тебе, ты теперь объявляешь
другим. Правда, и тебе все равно достается (от роно), но реже: автобус-то два дня в неделю,
один из которых выходной... А не по такой ли же универсальной схеме, вдалбливаемой и
поощряемой на протяжении десятилетий, действует и Л. А. Удовенчук? И в отношении взрослых,
и в отношении детей. Дал домашнее задание (рекомендация) — проверил (у доски) — не
выполнена — выговор (двойка). А о причинах, почему не выполнено, пусть думают сами.
Главное, отреагировать. Быть последовательным, твердым, требовательным, честно выполняя
указания. Раньше что требовали? Тройки. И ставил тройки Леонид Афанасьевич по немецкому.
Правда, душой кривить не хотел, как и другие учителя тоже, и не подставлял лишних троек в
текущие отметки, за что и получал в ходе борьбы с «формализмом в оценке знаний»...
В 80-е — реформа школы — пошли другие указания. Теперь требуют не троек, а знаний. Нет, не
случайно в моем присутствии Леонид Афанасьевич прямо в лицо заявил заведующему облоно: «Вы
от меня с началом реформы что требуете? Знаний. Вот я и добиваюсь знаний и «липовых»
отметок не вывожу». А что, разве плохо сказано? Да под его словами тысячи и тысячи учителей
по всей стране подпишутся. Честных, требовательных. И ведь правы будут, требовательность
надо повышать. Вот только так ли, как ее повышали раньше? Не хватает чего-то у этой
правоты. Как не хватает чего-то и в правоте других, уже более молодых жителей Козубовки.
Правы были и восьмиклассники, и шестиклассники, которых я просил написать небольшой рассказ
о любимом учителе. Жалеют некоторые из них о требовательном, но справедливом Леониде
Афанасьевиче. Но правы и те из них, кто не жалеет о нем. Ведь и без твердого знания дат и
причин Столетней войны станут они и доярками, и шоферами, и швеями-мотористками. И даже
адмиралами. Лежит же под стеклом в Николаевском музее судостроения стыдливо не раскрытое
удостоверение за седьмой класс их земляка, ставшего и Героем Советского Союза и командующим
флотом... Да и был ли бы здесь в качестве журналиста я, допустивший, совершенно не
случайно, в сочинении на аттестат зрелости восемнадцать ошибок, но помилованный
учительницей, не думавшей о процентах, но думавшей о моем будущем? Нет, совсем не виноваты
козубовские второгодники и третьегодники, что их бабушки во время войны не выучились
читать, а отцы продолжают пить горькую, иногда вместе с матерями. Зачем им честная
аттестация, если в причинах своих учебных неудач они не виноваты? Но это, видимо, самый
удобный путь — перекладывать вину на слабого. Тем более что факты упрямая вещь.
Правы были и выпускники, давно оставившие Козубовку, подавшиеся в города на стройки
пятилетки. Заехали сюда на праздники, но пришли защищать Леонида Афанасьевича. Он — не
Чабанюк. Тот и сейчас по двести-триста рублей зарабатывает. А работает так: «Придешь, не
спрашивает, не нужны ему твои знания по химии или биологии. Только спросит: «Что поставить?
Пять? Пожалуйста...» Леонид Афанасьевич, хоть и на осень оставлял — знания давал. Правда,
ничего уже не помнят... Но давал же! Нет, правды в этих местах не сыщешь. Вон ветераны
сколько лет пишут, чтобы положили асфальт на проселочную дорогу и пустили автобус до
Вознесенска — город крупный, всем нужный, не Доманевка. До него ведь по проселочной
всего-то 12 километров. Так нет, гоняют машину вокруг — 50 километров только в один конец
по плохому шоссе! А до райцентра — 17 километров, и автобус два раза... Никто из начальства
о людях не думает... Эти трое взрослых парней, уже отслуживших армию, были искренни,
честны, как и их учитель. И так же, как он, во всем считали виновными, персонально
виновными других, главным образом «начальников». Будто все преобразования в окружающей
жизни зависят от них. И дорогу, если заставят, построят. А откуда возьмутся средства,
материалы на эту дорогу, они никогда не думали. Думать тоже, наверное, должно начальство. А
если не думает — пусть заставит хотя бы журналист.
Они считали себя, в отличие от второгодников, которым так и надо, людьми образованными. И
не замечали, что их образованность, как и их правда, неполная, к реальному преобразованию
жизни имеющая малое отношение. Не понимали, да и, наверное, не могли понять, что покинув
Козубовку, они предали не только свою малую родину, но и своего учителя, обрекли на борьбу
в одиночестве. А защищать пришли случайно — автобус задерживался... Мы привыкли осуждать
потребительство в вещах, погоню за шмотками и не замечаем другого, более страшного
потребительства — потребительства мыслей, поступков. Среди защитников Леонида Афанасьевича
была и другая его ученица, женщина лет тридцати. Пришла просить не только за учителя, но и
за себя. Уволили ее, сократили должность. Из разговора выяснилось, что она депутат
сельсовета, на второй срок уже выбрали. Вот только не помнит, когда выбирали. И о
депутатской неприкосновенности тоже ничего никогда не слышала... Ее я спросил только об
одном: имеет ли моральное право быть депутатом, защитником интересов других, человек,
который даже за себя постоять не может? А у Леонида Афанасьевича все хотел узнать, не
жалеет ли он о том, что отказался от преподавания основ государства и права? Все участники
этой истории, аттестуя друг друга, стремились сразу же все решить, действуя по логике
персонификации зла: указал на ответственного, оставил на второй год, не аттестовал, уволил
— и все моментально разрешится. Нет, не убеждает замена одиннадцати директоров школы,
пишущих приказы-близнецы, не убеждает замена опытной учительницы на молодую, но работающую
по тем же устаревшим принципам и методикам. Равняясь на столицы, люди эти никак не могут
понять, что у Козубовки несколько иное положение: люди здесь такие, какие есть, лучше взять
неоткуда. Этим надо помогать расти, и расти самим вместе с ними.
Гражданственность, о которой мы много говорим и пишем сейчас, в том и состоит, что человек
может подняться над сиюминутным, понять, почувствовать личную ответственность не только за
свои ошибки, но и за ошибки другого, допущенные не только сегодня, но и сто лет назад.
Исправлять, а не творить новые. Искать и добиваться торжества не своей правды, а общей.
Только такая правда объединяет, помогает строить жизнь, а не разрушать ее. И мы придумали с
Александром Владимировичем новую аттестацию для Козубовской восьмилетки, в порядке
эксперимента: каждую четверть во время родительских собраний в вестибюле школы будут
выставляться ящики с фамилиями учителей, куда каждый из родителей сможет положить бюллетень
со своей отметкой соответствующему учителю, а также жалобы... пожелания. Тогда каждый
учитель будет, как минимум раз в два месяца, а не в пять лет, задумываться над тем, как он
работает и для кого. А сравнение средних баллов в течение года покажет, как меняется
отношение односельчан к учителю, способен ли он к совершенствованию своей работы, или ему
все-таки надо готовить замену.
Самая короткая дорога
Идеи эти мы обсуждали и в Николаеве с инструктором отдела науки обкома партии М. А. Щербой.
Мария Андреевна слушала внимательно, со многим соглашалась, но никак не хотела признать в
Удовенчуке защитника интересов жителей Козубовки. Не верила, что даже после решения суда
«гражданская война» там не прекратится, а вспыхнет с новой силой. А гласность — не только
способ народного контроля, но и способ осмысления жизни, путь поиска общей правды, без
которой ничего не изменишь.
— Но если вы не верите моим выводам,— предложил я,— давайте соберем в Козубовке сход. Он
покажет, кто прав.
— Мы не боимся гласности.
Назначили сход на восемь часов утра. Наша белая «Волга», подкатившая к клубу, выглядела
белой вороной на фоне черных промасленных спецовок и комбинезонов механизаторов, куривших у
входа. Их смуглые лица, темные глаза смотрели на нас настороженно. «И в самом деле,— думал
я,— стоило ли отрывать у стольких людей дорогие погожие часы во время посевной? Что могут
изменить слова, разговоры?»
Начало затягивалось. Ждали людей с отдаленных хуторов. Наконец председатель сельсовета
объявил об открытии схода, посвященного обсуждению работы Козубовской восьмилетней школы.
В бой на Удовенчуков двинулись родители третьегодников. Против них поднялись и Леонид
Афанасьевич, и его сторонники, число их росло. Страсти кипели. И никто уже не слушал и не
слышал председательский колокольчик, голоса авторитетного президиума, так дружно и
единогласно выбранного всего лишь полчаса назад.
Когда все доводы той и другой стороны были исчерпаны, и говорить стали по второму кругу, а
для меня, слышавшего все это и раньше, по третьему, я попросил слова. Я говорил о нелегкой
судьбе Удовенчука, вооружившей его слишком темными очками, сделавшими этого честного
человека недальновидным, ожесточенным не без помощи окружающих. Говорил, что проглядели они
в нем хорошего депутата, покорно выбирая предложенных сверху. Говорил и о том, что учителя
Козубовской восьмилетки, устав от проверок и комиссий, тоже забыли о своем высоком
предназначении. А родители? Никто не хочет понять другого, стать добрее, шагнуть навстречу.
Рассказал и о том, как мы с А. В. Аркавенко ломали голову над тем, как погасить склоки в
школе. И пока не нашли лучшего выхода, как попросить руководство совхоза предложить Леониду
Афанасьевичу работу у себя, на время, пока улягутся страсти. А для того чтобы не отрывать
насовсем от ребят Леонида Афанасьевича, дать ему возможность еще и вести оплачиваемый
кружок в клубе. Это и ему поможет увидеть в детях не только носителей определенных
отметок, но и людей, награжденных нелегкими судьбами. Но Леонид Афанасьевич от пяти
предложенных должностей, дающих зарплату в 160—200 рублей вместо 70, опять отказался.
Боится, что и тут - «подведут под статью». Чтобы не подвели, говорил я, вы должны стать
гарантами его дальнейшей более спокойной жизни.
— Подведут! — раздалась реплика женщины из шестого ряда.— У меня брат комбайнером работал.
Сказал слово поперек — сняли с комбайна, на оклад посадили, а потом заставили еще и по
двадцать процентов в месяц выплачивать...
— Кто заставил?
— Народный контроль.
— А кто выбирал этот народный контроль? Не вы ли?
Говорил я, как мне казалось, убедительно, о перестройке, о демократии, просил понять, что
логика персонификации зла мало что дает...
— Поняли,— раздалась реплика пожилого механика, одного из сторонников Удовенчука.—
Конкретные меры приняты не будут!
— Нет, за чем же стало, будут: вас завтра уволят!
По взрыву хохота и дружным аплодисментам стало ясно: поняли. Не только шутку. Во всяком
случае, большинство.
...Я торопился, торопил попутчиков. Не торопился только Николай Егорович: «Мне тут, пока вы
с народом беседовали, с Удовенчуком прощались, ребята схемку набросали короткого пути.
Доставлю в лучшем виде, если не соврет схемка. Но вы же сами говорите, что народу надо
доверять...»
— Что ж, Егорыч, рискнем. Схемка покажет и насколько доверяют нам.
До Вознесенска мы доехали за пятнадцать минут. От него до Николаевского аэропорта не более
полутора часов. Это была, как я догадался, та самая дорога, о которой говорили выпускники
Леонида Афанасьевича. Всего-то километра два плохоньких... Мои попутчики восторгались
дорогой, больше всех Егорыч:
— Это ж надо! А я, сколько лет езжу, не знал. Теперь все комиссии в Козубовку буду возить
только этой дорогой.
— Лучше не надо комиссий, Николай Егорович. В Козубовку, если захотят, и без комиссий
найдут дорогу.
Николаевская область — Москва Апрель—май 1987 г. Сельская молодежь 1987, №12
|