Недавно мне позвонила знакомая знакомых, просила устроить девочку в приличную школу. Я
отговаривал. Почему? Из 22 лет стажа почти половину проработал я учителем истории в те
годы, что называют теперь застойными, а тогда — решающими и определяющими. Сообщаю эти и
другие биографические подробности с той целью, чтобы было ясно, почему я мог, хотел и
устраивал своих детей в школы по знакомству. И что из этого получилось.
ПЕРВАЯ ШКОЛА
В те годы, наверное, только артисты мучились вопросом: «А что артист несет домой?» Ведь и
мы, учителя, тоже приставленные не к материальным, а к духовным ценностям, все же несли. Но
не домой — в школу. Что несли? Да кто что мог! Одни — очарование и красоту молодости,
другие — вечное тепло души и нежность, третьи с помощью мужей-снабженцев доставали
приличную мебель для кабинета литературы и стенды под оргстеклом, чтобы сразу было видно,
как мы хорошо живем. Четвертые и пятые превращали «двойки» в «тройки», «тройки» в
«четверки» и несли дополнительные проценты в повышение уровня образования подрастающих и
всех последующих поколений. Небольшой вклад от каждого, но все же...
А что в школу мог принести я — здоровый бородатый мужчина, окончивший хоть и с отличием, но
вечернее отделение пединститута и уносивший ежемесячно из школы 130 рэ? Знания? А кто
жаловался на их отсутствие? Кому они были нужны? Школе не хватало совсем другого. И я
грузил, привозил, приносил вешалки, парты, наглядные пособия. И не только для своего
кабинета: «Вы же у нас почти единственный мужчина...» А еще я таскал уворованные на
стройкомбинате родителями учеников уже прогнившие там доски и вместе с пятиклассниками
пытался сделать из этого' встроенные шкафы для карт, таблиц, диафильмов. Стены-то
строители, приставленные к материальным ценностям, оставили в нашей школе-новостройке
голыми, а линолеум на полу с гнильцой. Сгнил он ровно за год пятилетки интенсификации и
качества.
Что я еще приносил в школу? Да то, что вынес из своей старой, в которой учился, из
физико-математической № 2, что была создана на Ленинском проспекте во времена хрущевской
оттепели детьми большевиков, расстрелянных Сталиным и К°. Ее дух демократизма, равенства и
братства учеников и учителей, любовь к истории, к человеку, к литературе, к школьному
театру, к постановке и решению нестандартных задач, к выдумке, к изобретательству. В то
время вторую школу — этот удивительный лицей начала шестидесятых — уже расформировали за
ненадобностью, а ее основателя и директора Владимира Федоровича Овчинникова едва не изгнали
из партии и ославили по всей Москве махинатором и финансовым, и педагогическим. Боясь
обречь годовалого сына и всю семью на 90 рэ в месяц — зарплату жены — я не вышел на
улицу с плакатом. Я мог заступиться за Владимира Федоровича и его коллег только одним
способом: продолжать как мог, как понимал, как умел, их дело. И возился в школе с ребятами
по двенадцать часов в сутки: уроки, продленка, репетиции школьного театра, культпоходы. В
итоге моей новостройке я стал не нужен. Произошло то, что и должно было произойти.
Лет через пять после моего учительского дебюта в школе, куда из других сплавили учеников
похуже, мне надоело слушать одно и то же на педсоветах: учителям надо повышать
требовательность к ученикам и их родителям, особенно в среднем звене, где процент качества
успеваемости всего лишь 34,2, в то время как в начальных классах... Я обратил внимание
директора на ее логическую ошибку: проценты за пять лет остаются прежними, а учителя
сменились почти полностью — пришли верные и послушные ей. Значит, дело не в учителях, не в
требовательности, а в чем-то ином. Проценты и по району одинаковые...
После этого выступления моя зарплата учителя, хвалимого два года подряд, сократилась со 185
рублей до 130. И как раз в тот год, когда родился второй мой сын, а старший пошел в школу.
Я поблагодарил за столь высокую оценку моего труда и написал письмо Л. И. Брежневу.
Нет, я не стал впутывать Председателя Президиума Верховного Совета в эти мелкие дела. Я
просил с помощью закона убрать и проценты, и связанную с ними ложь из школ вообще. Учителя
нельзя вынуждать лгать, тем более на глазах 40 детей. Ложь будет расти в геометрической
прогрессии, а наша экономика останется неэкономной навсегда. Пришел ответ. Из Министерства
просвещения СССР почему-то. Тогда я не был знаком с бюрократическими играми «Вы нам про
Фому, а мы вам про Ерему» и потому был крайне удивлен, что вместо закона мне предлагают
совершенствовать свою методику преподавания, но при этом не говорят, как. Хоть бы книжечку
какую назвали, раз уж с законом против лжи оказались трудности.
Книжечку мне назвали знакомые, вместе с которыми я смеялся над ответом Минпроса:
учитель-новатор В. Ф. Шаталов, «Куда и как исчезли «тройки». Благодаря книжечке я весьма
быстро научился переводить тексты учебников в опорные сигналы и с удовольствием тратил на
это вечера и ночи. В школе вместе с ребятами отрабатывал другие элементы системы. И успех
пришел: лжи на уроках больше не было, были знания у ребят.
Это еще больше разозлило директрису: «Как?! Работаете по методике, не одобренной
Минпросом!» А я, ссылаясь на ответ из Минпроса, уверял, что выполняю указания, которые она
не вправе отменить. Добило ее и меня окончательно то, что знакомые, прочитав мое письмо Л.
И. Брежневу, стали просить меня, практика, написать что-нибудь для их газеты. И я стал
самым опасным человеком и для директрисы, и для роно. Пришлось уходить. Плакал я, плакали
мои ученики-новаторы - экспериментаторы. Уходил «по собственному желанию», тем более что
приглашала директор образцовой школы. Уходил, понимая, что один учитель весны не делает.
Заместителем директора образцовой школы с очень похожими коллегами я проработал недолго.
Позвали в Академию педагогических наук. Проработал и там на энтузиазме, пригляделся, понял,
откуда и такие школы, и такая наука, и подался в журналистику...
ШКОЛА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Надеюсь, читатель понял, почему я не взял старшего сына в свою школу, а определил в
специальную, французскую, к знакомым коллегам. С ними и я, и наши ученики учились
пропалывать свеклу на подмосковных полях общего лагеря труда и отдыхе. От коллег я и узнал
о первой учительнице Сережки: опытная, секретарь парторганизации школы, работала за
границей. Весь свой педагогический жар она проявила сразу же, но особенно ярко в конце
года, заперев (арестовав) в кабинете четырех первоклассников за то, что они пришли на
праздник не в белых рубашках, а в тех, что надели на них родители, работающие ночами над
опорными конспектами. От дальнейшего обжигающего педжара наших детей спасло то, что через
год стала первоклассницей внучка этой учительницы и та, бросив третий, взялась за первый.
Наша новая учительница долго перечисляла на собрании, чего не знают третьеклассники и в чем
виноваты... мы, родители. Я пробовал объяснить, что отдал в школу развитого мальчишку,
подготовленного по новейшим методикам, а школа... Но меня остановили родители: я мешал им
внимать «новым» указаниям нового специалиста.
Правда, с французским был полный порядок: учил приятель по свекле. Он, наоборот, просил
меня не заниматься с Сережкой: «Уж больно от него английским несет». Я доверился
специалисту. Но через полгода приятель исчез. Стал учить иностранцев русскому языку: так
денежнее получалось. Еще через полгода Сережка загремел в больницу — операция. Перерыв на
пользу не пошел. Новая француженка в группе из 10 учеников стала биться за Сережкины
знания: «двойки» ставила, вызывала, предупреждала. От нас с женой снова понесло английским.
Но и это не помогло. Француженка предложила в помощь свою бывшую учительницу. Добрая
старушка брала за урок в 5, а точнее, в 20 раз больше, чем получал я.
При таких ценах гонораров моих хватило ненадолго. И мой сын стал неисправимым...
троечником: «двойки» портили процент по всей стране, а следовательно, и в этой спецшколе.
Но к бреши, пробитой этой «тройкой», устремились другие. Винить в этом кого-либо из
учителей я не решался. Русский преподавала первейший специалист школы — ее директор. Да и
«тройки»-то пошли, когда ее отправили на пенсию. Ее опытная преемница по русскому языку и
литературе предъявила нам, родителям шестиклассников, очередную порцию требований: «Ваши
дети совершенно не читают и не умеют...» Я напомнил о первейшем специалисте, но, поскольку
уже понимал, что хоть вина, может, и бывает персональной, но беда от персональной вины
всегда общая, предложил свои бесплатные услуги человека, полжизни посвятившего школьному
театру и литературе, для выправления положения в классе. Но о моем предложении так никто и
не вспомнил. А шестиклассники наши стали прогуливать уроки литературы... Кто был виноват?
Конечно, мы, родители. Ниже нас в пирамиде предъявления требований только наши дети.
К учителям математики у меня тоже претензий нет. За пять лет их сменилось ровно пять. Если
бы я даже очень захотел предъявить им счет за брак в их работе, то как разыскать их,
растворившихся по всей Москве? Да и в чем их вина? Они ведь послушно следовали программе. А
программы и учебники не уставший демонстрировать кипучую деятельность Минпрос менял чуть ли
не каждый год. И математикой я занимался с сыном сам.
Что к этому добавить? Характером сын пошел в папу. И при всех своих «двойках» спорил с
учителями. Иногда умно, иногда не очень. Как в его свидетельстве за восьмилетку оказались
«четверка» по труду и «пятерка» по географии, вы не поймете. Объясню: географию преподавал
молодой симпатичный бородатый выпускник университета, ходивший с ребятами в дальние походы.
Ну, а мебель в нашей квартире почти вся самодельная. Мы ее с Сережкой делали.
Когда же бородатого географа в девятом вынудили оставить школу, Сережке совсем расхотелось
учиться, прогуливал, сколько ни пилила его мать на пару с классной руководительницей,
звонившей нам каждый вечер. Жалея их, я всегда обещал принять меры. Иногда советовался,
какие они считают наиболее эффективными: может, попороть этого акселерата или достаточно
объявить выговор по квартире? Короче говоря, приближалась новая эпоха — эпоха честности. И
мой сын оказался единственным в классе, кто вместо аттестата получил справку с пятью
«неудами» — спецпутевку в жизнь. Утешало его то, что и отец никогда за отметками, как и за
чинами, не гнался, помня, что «чины людьми даются, а люди...»
Сейчас он работает. И на работе им не нахвалятся. Вот только ни французского, ни
математики, ни классической литературы он толком не знает. А я не знаю, на сколько лет у
него отбили любовь к ним.
ШКОЛА МЛАДШЕГО СЫНА
Почему я, педагог, спросите вы, «упустил» своего старшего сына? Причин немало. Был молод,
отдавал себя работе, верил школе и более опытным учителям, что воспитывали сына. И потом —
он мне нравился. Своей честностью, умением бороться за справедливость, не молчать, когда
другие молчат. Ломать его не хотелось.
В Димке же — моем младшем сыне — я «назло врагам, на радость маме» и его будущим ученикам
растил творца. И наши общие стихи, и песни Высоцкого, наши уроки и Уроки, беседы о
прочитанном, увиденном, понятом, и его музыкальные пьески, озорные миниатюры, танцы, наш
футбол, хоккей, шахматы — все для них, для его будущих первоклассников, о которых он
упорно мечтает вот уж пять лет. Виной тому и я, и его первая учительница. Да, жизнь должна
развиваться! И грош цена тем учителям, что и в сорок, и в семьдесят лет остаются умнее
учеников.
Радость пришла неожиданно быстро. Недавно мой пятиклассник отметил, что его первая
учительница что-то поглупела и ему не хочется ходить на продленку к ее малышам. Уж больно
любит поучать Елена Васильевна, а пятиклассники сами должны решать, во что им играть на
переменах. Я уточнил: «Может, это не Елена Васильевна поглупела, а ты поумнел? Но только не
очень-то задавайся, а то опять быстро поглупеешь. Настоящий учитель — вечный ученик. И
учится он не только в школе...»
И школу, и Елену Васильевну я выбирал сам. Теперь без советов, но опять по знакомству! По
соседству в обычной, не французской, новостройке стала завучем моя подруга по школе, а
директором — толковый мужчина. Елену Васильевну я заприметил опытным глазом сразу же. И
сразу тоном диктатора заявил: «Она!» Меня отговаривали и жена, и подруга-завуч, уверяли,
что есть учительницы лучше, опытнее, но я упорно стоял на своем и, как показала жизнь,
оказался прав.
Мы с женой, как и другие родители, сделали все, чтобы в Димкином классе дети жили дружно и
весело: спектакли ставили, в походы ходили, «огоньки» устраивали. А когда, как и положено,
в 4-м Елену Васильевну сменила не менее очаровательная Лариса Николаевна, все это
продолжается. И все-таки школой, точнее, школярством тянет в нашем доме по-прежнему. Не
успеет Димка переступить порог: «Пап, сегодня две «пятерки» получил!» — «Не с того
начинаешь, сынок. Скажи, что нового узнал, что интересного было, кому помог». И он
рассказывает, а потом опять мне про «пятерки», будто они могут заменить совесть...
Два дня толковали мы с Димкой о Шабашкине, об этой ограниченной подлой душе, думавшей лишь
о собственном благополучии, с помощью которой маленькая склока переросла в большую трагедию
и Дубровских, и крестьян, и Маши... И вот подает сочинение, где весьма обстоятельно
описано, что Шабашкин был одет во фризовую шинель и картуз... «При чем тут шинель? —
спрашиваю. — Разве Пушкин тебе об этом писал? О моде? Шинель — это то, о чем ты должен был
задуматься?» Пилю его, а сам вижу: не понимает. Не человек передо мной, а юный раб
«пятерок», школяр-чиновничек, который спешит отрапортовать старшим товарищам, что задание
выполнено, повесть прочитана и фризовые картузы усвоены!
* * *
Вы ждете выводы. Вывод таков: от станции метро «Университет» можно доехать до «Проспекта
Маркса» и до «Комсомольской», и даже, если захотите, до «Преображенской», но нельзя — без
пересадки — до Курского вокзала. О чем я? Да о том, что результаты всегда предопределены
методами, а они — образом жизни. И школа — метод, путь воспроизводства человека и общества.
И если старая школа (включая и новостройки) будет работать хорошо на благо административной
системы, ради которой она и была создана сталинской эпохой, то мы массовым тиражом будем
получать послушных безынициативных формалистов-чиновников, если плохо — малограмотных
бунтарей.
Да, сегодня большинство из нас за то, чтобы перестроить школу, но как? Оснащая новейшими
ЭВМ, меняя программы и учебники, стеля не гнилой линолеум, отменяя проценты и безудержно
повышая количество «двоек» и учительской безответственности? А может, еще раз повысить
зарплату учителям, выполняющим не за 40-, а за 60-часовую рабочую неделю 258 видов работ не
своего дела? Иногда можно и нужно, но каким и за что? Где, у кого критерий правоты, истины?
Череда вопросов окажется бесконечной, потому что вольно или невольно мы уходим от главных:
какими мы хотим видеть своих детей и каковы мы сами. Предлагая меняться, перестраиваться
другим, меняемся ли сами? И как, каким способом, с чьей помощью? Об этом мы поговорим в
следующий раз, подождав писем читателей.
Работница, 1989, №4 (апрель)
|